Главная » Статьи
Грустные ноты афроамериканских рабов
27.05.2014Ранние записи о музыке рабов в США хранят странное молчание о блюзе. Это вызывает недоумение, особенно, если учесть, что в самом названии содержится заявление об угнетении и тотальной несправедливости по отношению к чернокожим в то время. Хотя появление блюза относят, как правило, ко второй половине XlX века, представление о том, как это могло звучать, мы имеем лишь по записям 1920-х годов.
Многие историки афроамериканской музыки приложили немало усилий, чтобы отыскать еще более глубокие корни блюза, раскрыть никому неизвестную историю этой увлекательной музыки. Некоторые, как Сэмюэль Чартерз, даже отправились в Западную Африку, чтобы попробовать обнаружить сохранившиеся следы мелодий, предшествовавших появлению северо-американского блюза. Существует огромное число подобных теорий, которые, в лучшем случае, остаются спекулятивными, не говоря - квази-мифическими. Учитывая наше абсолютное незнание ранней афроамериканской музыки, лучшим решением станет, пожалуй, обращение нашего внимания на более поздние и даже относительно современные записи таких музыкантов, как Роберт Джонсон, Блинд Джефферсон,Чарли Паттон, Сон Хаус и некоторых других.
Термин блюз часто используется для обозначения любой грустной или скорбной песни. На самом деле, этот термин является одним из наиболее часто употребляемых ошибочных определений в музыке. За все время изучения блюза был предпринята масса попыток наукоподобным образом описать звучание блюза. В какой-то момент в оборот даже был введен термин "blue note" (грустная нота), обозначающий частое использование малой или большой третей вокальной линии наряду с пониженной седьмой. Но и это определение не должно вводить нас в заблуждение, так как, например, в кантри-блюзе малая и большая трети не только легко взаимозаменяют друг друга, но и позволяют использовать, так называемый, "кривой" способ исполнение, при котором происходит скольжение между двумя тональностями.
По поводу происхождения этого мощного и уникального мелодического устройства выдвигались многочисленные спекулятивные теории. Некоторые из них объясняют его попытками вновь прибывших африканцев примирить западно-африканскую пентатонику с Западной диатонической шкалой.
Но правильным будет понять, что подобный эффект, производимый одним из самых душещепательных звуков XX века, нельзя записать нотами. Так что, нет ничего удивительного в том, что блюз довольно быстро соединился с джазовым исполнением и другими формами популярной музыки.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль