Главная » Статьи

Звуки гарлемского пианино. Чарльз Робертс.

21.06.2014

 Звуки гарлемского пианино.  Чарльз Робертс.

Одним из наиболее значительных нововведений в истории ранней джазовой музыки можно признать радикальное преобразование манеры игры на фортепиано, которое началось, как только джаз мигрировал из Нового Орлеана в Чикаго и Нью-Йорк, столицы рэгтайма. В 1920 году, когда длившийся почти 25 лет, интерес к причудам рэгтайма стал угасать, а новым излюбленным развлечением публики медленно становился блюз, джазовые пианисты из Нью-Йорка начали смешивать блюз и рэгтайм. Плотный и громкий звук, который получался в результате это смелого соединения, назвали "фортепианным шагом".

Но на самом деле, местом, где впервые состоялся успешный эксперимент по синтезу двух музыкальных направлений оказался Атлантик-Сити. До начала первой мировой войны город был настоящим центром паломничества, куда со всех концов страны стекались музыканты, чтобы долгими летними вечерами развлекать публику, собравшуюся в квартале красных фонарей. Пианистами, начинавшими свои карьеры в Атлантик-Сити, были Лаки Робертс, Вилли Смитт и Джеймс Джонс. По окончании летнего сезона, когда веселье в Атлантик-Сити сходило на нет, большинство музыкантов отправились в Гарлем, черное гетто Нью-Йорка, где процветала целая субкультура ночных клубов для чернокожих.

 Звуки гарлемского пианино.  Чарльз Робертс.

В 1920-х, после того, как белые американцы основательно познакомились с блюзом, в Гарлем устремились многочисленные толпы туристов, желавших приобщиться к блюзу и джазу в живом исполнении. С тех пор музыканты, игравшие в клубах Гарлема вынуждены были внести некоторые изменения в свою музыку, что угодить вкусам белых туристов. Настоящими борцами за фортепианные аккорды в джазе оказались, как ни странно, чернокожие, переехавшие в Гарлем из других городов и вынужденные платить за квартиру, а заработать на белых туристах можно было не мало. С этого момента фортепиано окончательно утверждает свои права на место в джазе.

Основателем Нью-Йоркской школы пианистов принято считать, рожденного в Филадельфии, Чарльза Робертса. Он был первым гарлемским пианистом, о котором начали писать журналы и первым из Гарлема, кто записал свою пластинку. Может быть, именно за это его и прозвали "Счастливчиком". Его не самые простые мелодии пользовались настолько большой популярностью, что одна из них была в конечном счете переписана для Глена Миллера. Однако Робертс не оставлял занятия классической инструментальной музыкой, продолжая писать мелодии для фортепиано и оркестра.

касса филармонии

ул. Маршала Жукова, 34

тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43

 

Архив фестиваля


Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля
 

Музыканты