Главная » Статьи
Фортепиано и джаз
26.04.2013Фортепиано всегда находилось в мире музыке на особом месте благодаря своей способности воспроизводить несколько мелодий одновременно, исполняя роль целого ансамбля, что уже достаточно давно привлекает самых различных музыкантов. Для данного инструмента написано больше разнообразных произведений, чем для любого другого музыкального инструмента, а возможность играть одновременно мелодию и аккомпанемент делает фортепиано наиболее популярным в быту музыкальным инструментом, особенно — для исполнения популярных композиций.
До начала первой мировой войны многие семьи думали о приобретении этого инструмента так, как сегодня такие же семьи желают приобрести телевизор или компьютер. Люди, играющие на фортепиано, были везде дорогими гостями, которых часто просили сыграть какие-нибудь популярные мотивы и мелодии.
В качестве джазового инструмента фортепиано имеет как свои преимущества, так и недостатки. Пианист пользуется при исполнении композиций обеими руками, причем может использовать их по отдельности, одновременно отыгрывая грунд-бит и вводя мелодию. Кроме того, фортепиано может использоваться и в качестве сольного инструмента.
Однако, пианист, взявший звук или аккорд, не может изменить его высоту, тембр и громкость, а эти факторы играют в джазе очень существенную роль. Соответственно, джазовые клавишники находятся совершенно в других условиях, чем духовые музыканты, поэтому они просто вынуждены искать какие-то особые методы и приемы создания джазовых эффектов. Такие методы основаны на двух основных принципах, первоисточниками которых являются две независимые традиции.
Первая из традиций — Гарлем-страйд-пиано, появившаяся на Северо-Востоке, существенно обогатившемся после завершения Гражданской войны, и в расположенных неподалеку от городов Северо-Востока курортных зонах.
Особо популярными стали также так называемые «рент-пати», которые сначала представляли собой приемы, позволяющие собрать средства на арендную плату: квартиросъемщик устраивал прием с дешевыми напитками и закуской, приглашая талантливого пианиста, и просил плату за вход в районе 25-50 центов.
Со временем такие вечеринки стали очень популярными и превратились в целые кабаре с азартными играми, торговлей спиртным, стриптизом, музыкой и т.д., но они все также играли важное значение для доходов пианистов.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль