Главная » Статьи
Джаз и вибрафон
18.09.2013Вибрафон создает довольно серьезные проблемы для исполнителей. Это связано с особенностями звучания данного инструмента, придать которому оттенки джаза можно только с помощью вибрато. На таких инструментах, как маримба или ксилофон, создать вибрато просто невозможно, а методика игры на данных музыкальных инструментов не дает совершенно никаких возможностей их применения в плане аккордики или многоголосия, что и является их важнейшим отличием от фортепиано, способного воспроизводить богатые гармонии и разнообразные ритмы. Вибрафонисту поневоле приходится играть одноголосые жесткие звуки, поэтому данный музыкальный инструмент и не стал в джазе широко популярным.
Первым исполнителем, использующим подобные инструменты, являлся Ред Норво, игравший в детстве на фортепиано, а в школьные годы освоивший и ксилофон. В 17 лет он решил покинуть родительский дом, чтобы организовать в Чикаго маримба-оркестр. Затем Норво вошел в труппу, в которой, помимо игры на ксилофоне, он танцевал степ. В 1929 году в штате Висконсин он был назначен руководителем танцевального бенда, а в 1931 — присоединился к созданному Полом Уайтменом музыкальному коллективу, где и встретился со своей будущей супругой — вокалисткой Милдред Бэйли.
В 1934 году в клубе под названием Hickory House был организован совместный октет, который достаточно быстро получил огромную популярность в связи с талантливыми аранжировками и многочисленными записями Эдди Сотера. Ред Норво старался выступать в небольших коллективов и в течение 40-х годов еще несколько раз собирал собственные бенды, в которых участвовали многие знаменитые музыканты тех времен, включая Ральфа Бернса, Шорти Роджера и других. В течение какого-то времени Норво состоял в знаменитом оркестре Вуди Германа, после чего основал секстет с Тони Скоттом и Диком Хайменом. В 1950 году им было собрано трио, после чего он стал постоянно проживать на Западном побережье США.
Тем не менее, по-настоящему известным в джазе вибрафон сделал Лайонел Хэмптон, джазовая карьера которого началась еще в конце двадцатых годов. В начале тридцатых к нему подошел великий Луи Армстронг и сказал, указав на вибрафон, стоявший в углу: «Ты умеешь играть на нем?». Хэмптон не умел, но уже через час он играл позади Армстронга, что позволило ему впоследствии стать настоящей знаменитостью в мире джаза. В 1936 году Лайонел перебрался в знаменитое трио Гудмена, в результате чего оно стало полноценным квартетом.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль