Главная » Статьи
Молодой французский джаз
07.06.2014Лишь немногие города в мире за пределами американского континента могут похвастаться прочными ассоциациями с историей джаза. Когда американский джаз, принесенный американскими войсками, появился во Франции во время Первой мировой войны, он был всего лишь интригующей заморской новинкой. И только Вторая мировая война сделал джаз подлинно французским явлением, без которого немыслим Париж второй половины века.
Одним из наиболее доступных способов проследить некоторые пути развития джаза во Франции, может стать внимательное изучение истории одного музыканта, сделавшего для развития французского джаза не меньше, чем Диззи Гилеспи для американского.
Джанго Рейнхардт был не просто музыкантом. В 1930-е годы он придумал новый стиль в джазе, смешав цыганские мотивы, хорошо ему известные, и американскую манеру исполнения, заняв при этом место в пантеоне европейских джазовых исполнителей. Принадлежа к национальной группе, обреченной Гитлером на уничтожение, Джанго, тем не менее, не просто выжил в оккупированном Париже, но и заслужил славу за сопротивление.
Именно война принесла во Францию джазовые коллективы, первые из которых состояли сплошь из чернокожих американских военных. И только лишь в межвоенное время стали появляться гражданские коллективы, медленно, но неумолимо изменявшие вкусы парижской общественности.
Среди первых музыкантов, не принадлежавших к военному сословию, был барабанщик Луи Митчелл, возглавлявший американскую группу чернокожих исполнителей. Уже в 1917 коллектив Митчелла проделал долгий путь из Соединенных Штатов, чтобы сыграть в одном из престижнейших мюзик-холлов Франции, расположенном при Казино де Пари. Не исключено, что на первых концертах исполнялись также номера с использованием рэгтайм, направления популярного в Америке до 20-х годов.
Все французское общество, включая и его интеллектуальную элиту, с головой окунулось в исследование культуры аборигенов Африки. Блез Сандрар и Поль Низан неутомимо боролись с колониализмом, царившем в официальной сфере, отстаивая ценность черной культуры. В таких условиях, джаз-бэнды, состоявшие из чернокожих музыкантов, не могли не вызывать интереса богемной публики. Увлеченная всем новым и необычным, парижская богема, с неистовой энергией принялась танцевать под зажигательные ритмы экзотических американских джаз-бэндов.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль