Главная » Статьи
Япония. Заокеанский джаз
06.05.2014Сейчас американское присутствие в Японии выходит далеко за пределы франшиз быстрого питания, сетевых магазинов и произведений поп-культуры, которые есть в любой стране мира. Давняя одержимость японцев американскими вещами влечет за собой не только повсеместное распространение блокбастеров и книжных бестселлеров, но и другие, куда более тонкие, формы взаимодействия.
Японцы давно славятся уникальным умением не просто копировать иностранные товары, но и качественно изменять их. В Токио легко встретить прекрасного неаполитанского пиццайоло, который на самом деле окажется японцем. Точно такая история случилась в Японии с джазом.
Достоверно известно, что джаз попал в страну через портовые города - Иокогаме и Кобе. по крайней мере еще в 1920-х годах. Океанские лайнеры привозили пассажиров, товары и коллективы со всех уголков мира. Родиной японского джаза считается Иокогама, у которой с джазом давний и пылкий роман.
Джазовая сцена Иокогамы одна из самых разнообразных в Японии, с большим количеством самых разных клубов и площадок, а два ежегодных фестиваля превращают ее в ныне действующую столицу японского джаза.
В поисках корней джаза в Японии, исследователь неизбежно попадет в Иокогаму, служившую основным портом захода кораблей на пути в Шанхай и Манилу. Такое положение делало город чрезвычайно разнообразным, наполняло его бесконечным числом ночных развлекательных заведений, в которых непременно звучала самая разнообразная музыка.
Внутри музея Ивасаки, предлагающего артистам концертный зал с акустикой высочайшего качества, до сих пор проводятся джазовые концерты.
Появление технологии звукозаписи сделало джаз более доступным для всех слоев японского общества. Те, кто не могли позволить себе купить оборудование для прослушивания, могли наконец прийти в джаз-кафе и за чашкой кофе послушать самые последние американские джазовые хиты. Знаменитое кафе Чигуса, открытое в 1934 году прекращало свою работу лишь на время Второй мировой. Открыто оно и по сей день. Вероятно, что именно здесь слушали свои первые джазовые композиции звезды японского джаза Тошико Акиеши и Садао Ватанабе.
Как это часто бывает, джаз в Японии стал символом нарождающегося чувства национальной гордости в послевоенный период. Именно в Иокагаме, с ее бесконечными джаз-клубами, которые обслуживали американские чернокожие музыканты. Джаз стал в Японии символом космополитизма, связывающим страну с ее заокеанскими партнерами, но также он изменился до неузнаваемости.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль