Главная » Статьи
Прохладный джаз
25.07.2017Джаз стал продуктом уникальной смеси музыкальных культур разных народов. Он развился в музыкальный жанр, наиболее полно отражал этнические и национальные чаяния народа, населявшего территорию США. Таким образом, своеобразным двигателем в создании джаза стали рабы, которые во второй половине XIX века получили свободу от рабства. Они сохраняли и лелеяли мелодию и ритмы своих предков.
В то время, когда считают джаз танцевальной музыкой, а классическую музыку - концертной, нужно вспомнить, что в 1940-х гг .. джаз, в основном, не является музыкой преимущественно для танца. В то же время нужно отметить, что двумя из величайших композиторов танцевальной музыки были Вольфганг Моцарт и Дж. Штраус.
До 50-х гг. Джаз был разгаром эмоций, исполнением «наизнанку», от самого сердца. Однако после 50-х все изменилось. На смену би-бопа пришел прохладный джаз, джаз интеллектуальный, «от головы», джаз, что не интересовался мнениями публики, джаз НЕ для танцев, а исключительно для захваченного слушания. Была установлена новая родство между джазом и классической музыкой, начались новые поиски. Специалисты с высшим музыкальным образованием вытеснили невежд-импровизаторов.
Отказ от общепринятых гармоний, новые ритмические концепции, свобода тональности и ритмической организации, впервые введены бопом, - вот на чем основывали музыканты прохладного джаза свою музыку и в чем они видели будущее. Но даже и в этом революционном подходе был элемент прошлого: солист снова стал королем.
Одна из отличительных особенностей прохладного джаза - отсутствие вибрации, приведшей к хрустальной выразительности звучания. Несколько парадоксальным оказалось то, что после утверждения прохладного джаза многие поняли, что «прохладные» исполнители существовали и тогда, когда джаз считался «горячим».
В такой манере играл в свое время Бикс Бейдербек, трубач, особенно сильно повлиял на джаз 20-х гг. То же можно сказать и о Франки Тамбауера, партнера Бейдербек, что играл на саксофоне в тоне К, от которого музыканты отказались после 20-х гг. Светлый, прозрачный звук, которого добивался Лестер Янг на своем саксофоне - теноре, можно считать его ранней попыткой соперничать с игрой Тамбауера на саксофоне в тоне К. Янг находился среди тех, кто пытался вывести джаз с периода суингу, но сам он не принадлежал к числу музыкантов би-бопа.
Как Бейдербек и Тамбауер, Янг собственно был наиболее ранним артистом «прохладного» джаза, и его влияние в полной мере начал ощущаться лишь в конце сороковых годов., Когда прохладный джаз начал выдвигаться на первый план.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль