Главная » Статьи
Взаимосвязь джаза и массовой культуры
19.09.2014История джаза в контексте массовой культуры имеет достаточно специфический характер. Во многих учебниках по истории джаза написано, что эта музыка никогда не принадлежала к культуре масс. Действительно, говорить о массовости джаза в последние лет 35-40 лет не приходится, ведь его популярность среди широких слоев населения давно упала, на его место пришли поп, рок, и электронная музыка. Но можно называть джаз частью массовой культуры до 60-х годов 20-го века?
Сама по себе джазовая музыка никогда не была слишком популярной, хотя, появилась она как раз в период жесткого захвата музыкального рынка США. Создавались первые граммофоны и пластинки, гражданское радио, и это подталкивало новый вид бизнеса - продажа музыкальных записей - бурно развиваться. И джаз, как веселая, всепроникающая музыка, был взят первыми записывающими компаниями на вооружение. И в большинстве своем эту музыку слушали, и покупали билеты на концерты чернокожее население, ведь белым была не ясна такая музыка, они называли ее черным фольклором, так же, как и блюз. И после определенной раскрутки некоторые известные и весомые джазмены начали набирать популярность и у белого населения США - речь идет об оркестрах Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена.
Эпоха свинга конца 30-40 лет сделала джаз "музыкой свободы" и "первым американским искусством". Именно в это время свинг - музыка, которая играла большими составами оркестров и не поощряла импровизации, начала завоевывать Америку.
Музыка становится более эстрадной, начинается ее ротация на теле и радиоканалах федерального значения, происходит упрощение формы, исчезает внутреннее содержание, носил, в частности, и социальный характер, появляются первые "звезды" джаза.
Но громкие заявления о "музыке свободы" были лукавыми, ведь в это время в Америке царила жесткая сегрегация, и джаз, по официальным данным, был достоянием белых, что звучало тогда довольно бессмысленно. Роль чернокожего населения уменьшалась, зато создавались популярные оркестры из белого населения, становились известными, гастролировали по всей Америке и всячески поддерживались звукозаписывающими компаниями.
Итак, в контексте массовой культуры, можно говорить о джазовой музыке, как об определенном катализаторе массовой музыкальной культуры США, которая все свое период становления и развития принимала вдохновение в джазе. Та же музыка импровизации никогда не становилась частью достижений массовой культуры, ведь имеет характер, направленный на прямо противоположные массовой и популярной культуре ценности. Культура популярная всегда пыталась имитировать созданы джазом эмоции, чувства, состояния, обращение внимания на социальные проблемы, но никогда не могла задеть так глубоко, через поверхностность содержания и рафинированность своей формы.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль