Главная » Статьи
Nu jazz — коротко о главном
14.09.2014Срок nu jazz, как и сам термин jazz, сложно дефинировать. Потому что здесь рядом есть contemporary jazz (т.е. современный), acid jazz (кислотный), future jazz (будущий) и другие названия. Тут либо нужно сказать что-то типа: "Мне все равно, я слушаю, что мне нравится и не смотрю на ярлыки", или раз и навсегда хотя бы для себя разобраться, где тут остался джаз, где ее нет, и как не выглядеть идиотом, когда общаешься с умным джазменом.
Начнем с contemporary jazz. Для многих, это исключительно инструментальная музыка, то есть без смешивания с электронными синтезаторами, драм-машинами и другим данным оборудованием такого рода.
Это и музыка, основа которой лежит в 60-х годах, в музыке квинтетов Майлза Дэвиса, музыке Уэйна Шортера, Декстера Гордона, Фредди Хаббарда и других джазменов экстра-класса, превратили ее, по собственному желанию или нет, практически в академическое искусство.
В конце 60-х, под влиянием новомодной рок-музыки и озарен желанию собирать на своих концертах многотысячные толпы, Майлз Дэвис смешивает в музыке своей группы звучание джаза и года и получает стиль фьюжн. Отсюда, от альбома Майлза Bitches Brew начинается отсчет другой ветви джаза, ветви электронной. Идея оказалась удивительно удачной и достойной джазовой музыки - с течением времени до джаза мало присоединяться новое звучание, новые стили, чтобы освежать и видоизменять его. Отсюда ничался путь пианистов Чика Кориа, Херби Хэнкока, Джо Завинула, гитаристов Аль Ди Миолы, Пэта Метени, Бассет Джако Пасториуса и Стэнли Кларка и многих других замечательных музыкантов.
Эти две ветви неоднократно перемешивались, давая прекрасные плоды, как акустической, так и электронной музыки (например, акустический альбом 2001 Chick Corea New Trio - Past, Present and Futures, который мне лично очень нравится). Однако новые поколения музыкантов росли уже не на джазовой музыке, в основном это был рок, нью эйдж, эмбиент и электроника. Поэтому в конце 90-х - начале 2000-х годов выделяется новый nu jazz, или post-jazz, или future jazz. Рамки этой музыки достаточно шаткие, хотя и имеют некоторые особенности. В отличие от acid джаза 90-х и smooth джаза 80-х, эта музыка в основном импровизационная, имеет четкий поезд к этническим мотивам и / или независимой электронной музыки (IDM - intelligent dance music).
Основными популяризаторами и разработчиками этой музыки есть скандинавские джазмены - Bugge Wesseltoft, Nils Petter Molvaer, Sidsel Endresen, группы Jaga Jazzist, Wibutee и другие. Также известными представителями стиля nu jazz считаются британцы The Cinematic Orchestra, швейцарец Erik Truffaz и поляки Skalpel. Основным лейблом, с которым обычно ассоциируют стиль nu jazz, есть лейбл Ninja Tune.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль