Главная » Статьи
Фортепиано в джазе и его особенности
12.09.2014Такому музыкальному инструменту, как фортепиано, в музыке всегда относились особенно. А потому роль, которая ему отводилась, также же была весьма значительной. А все объясняется тем, что этот инструмент обладает множеством возможностей. К примеру, можно воспроизводить не один звук, а сразу несколько, что делает фортепиано похожим на целый оркестр.
Популярность фортепиано
Это качество делало инструмент привлекательным для музыкантов и композиторов еще с далеких времен. Именно поэтому для множества музыкальных произведений были написаны именно партитуры под фортепиано. История этого инструмента можно считать довольно длинной и интересной. Так, в послевоенные годы (имеется ввиду Первая Мировая война), многие люди хотели стать владельцами именно фортепиано. И это было весьма естественным желанием, которое можно сравнить с современной необходимостью каждой семьи в телевизоре или компьютере. Соответственно, хотя бы один из членов семьи был знаком с музыкальной грамотой и умел играть на фортепиано.
Что следует сказать о джазовом направлении, то музыканты имели свои преимущества, играя на этом инструменте. Но количество преимуществ равнялось количеству недостатков при использовании фортепиано. Этому инструменту в джазе может быть отведена сольная роль благодаря тому, воспроизводить звуки на нем можно и в две руки. Но вот недостатком является то неприятный факт, что если музыканту уже довелось взять один аккорд, то тембр его звучания уже изменить не получится. А именно эта особенность отличает джаз от других музыкальных направлений.
Европейский и африканский варианты игры
То есть, пианисту в джазе отводится несколько иная позиция, чем, к примеру, в классическом варианте исполнения. Другие же позиции в джазе занимает фортепиано в сравнении с теми же духовыми музыкальными инструментами. Это и является основой причиной, почему джазовому пианисту необходимо быть в постоянном поиске новых приемов игры.
В основе данных приемов лежат такие принципы:
- страйд – блюзовый вариант исполнения;
- буги-вуги – вызвавший противоречия между белым и черным джазом.
История страйда начинается еще с того периода, когда южные регионы были охвачены гражданской войной. Блюз, зародившийся в то время, положил начало развитию африканской музыки. А джазовое направление в то время даже не возникло как таковое. Но после его представители переняли манеру исполнения блюзовых композиций. Из известных страйд-пианистов можно назвать Джона Смита. А вот буги-вуги связывают с именами Томми Дорси и Мика Лакса.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль