Главная » Статьи

«Октябрьская революция» в джазе

18.05.2014

 «Октябрьская революция» в джазе

Фри-джазовая революция началась на рубеже десятилетий с Орнетте Коулмена и Джона Колтрейна. Коулман был новичком, Колтрейн уже имел опыт игры с Майлзом Дэвисом. Дух времени, на самом деле, создавался именно Майлзом Дэвисом и молодое поколение, дебютировавшее в эпоху им сформированную, стремилось как можно скорее отдалиться от правил джазовой гармонии.

Потребовались двое гигантов (вероятно более велик своим составом, чем непосредственно импровизацией), чтобы революция началась. После десятилетий холодно интеллектуального джаза, в воздухе витала необходимость импровизации. Джордж Рассел и Майлз Дэвиз показали, что для музыканта есть масса других возможностей развивать импровизацию. А несколько музыкантов неофициально стали играть музыку менее организованную, чем та, которую они записывали в студиях.

 «Октябрьская революция» в джазе

Первым, кто осмелился представить публике записанную в студии импровизированную музыку, стал Орнетт Коулман. И то, что он вырос в полной изоляции от основных джазовых центров того времени, сложно назвать совпадением. После того, как пионеры джаза демонтировали саму его структуру, музыка стала рассыпаться на части. Наиболее сильный удар пришелся на ритм-секции, а традиционная роль аккордовых инструментов, таких как фортепиано и гитара, утратила свое былое значение. Басы и барабаны в такой ситуации уже не раз принимали на себя функцию генераторов импульса в джазе, но они не способствовали распространению мелодичных абстракций и полиритмов. 

Фри-джазу потребовались несколько лет, чтобы заслужить доверия со стороны джазового истеблишмента, что лишь подтверждает его революционность, а не просто видимую эфемерную новизну. В 1964 году Билл Диксон устроил в джазе настоящую "Октябрьскую революцию" организовав первый крупный фри-джазовый фестиваль, который прошел в подвале кафе на Манхэттене. Таким образом, 1964-й можно считать годом, когда фри-джаз стал доминирующим направлением в джазе.

Тем не менее, значение фри-джаза было признано в первую очередь в континентальной Европе, в то время, как в США клубы все еще продолжали обслуживать публику, жаждущую развлечений. Когда первые герои свободного джаза высадились в Европе, они без труда нашли аудиторию, с радостью принявшую авангардную концепцию современных джазовых классиков. Исключение случилось лишь Джоном Колтрейном, которого британская аудитория освистала.

касса филармонии

ул. Маршала Жукова, 34

тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43

 

Архив фестиваля


Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля
 

Музыканты