Главная » Статьи

Такой запутанный французский джаз

01.06.2014

 Такой запутанный французский джаз

По прибытии во Францию, чернокожие музыканты обнаружили, что расовые различия здесь не так очевидны, как в Соединенных Штатах и эта относительная свобода стала привлекать все больше исполнителей из афро-американской общины. Именно эти первые музыканты, приезжающие в Париж в поисках равенства и создали то основание, на котором в последующие годы будет построена Французская джазовая сцена. Тем не менее, хотя та музыка, что еженощно звучала в парижских кабарэ, и была безусловной новинкой для Франции, серьезной формой искусства ее не принято считать. Все дело в том, что есть некоторая путаница относительно определения джаза во Франции 20-х годов.

Как правило, французы обозначали этим термином любую танцевальную музыку, ранее им неизвестную. В результате такого странного подхода, полностью игнорировавшего, например, ударные инструменты, качество французской музыки на первых парах уступало нью-йоркской или чикагской.

Однако к 193-м годам, французская джазовая сцена начала меняться, все чаще оглядываясь при этом на восточное побережье Америки. В 1932 году французские энтузиасты джаза, большинство из которых были студентами, создали клуб, который, по их замыслу, должен был способствовать развитию музыки и организации любителей джаза. Тремя годами ранее, в 1929 году, во Франции появился первый журнал, посвященный исключительно джазу, получивший название "Джазовое обозрение".

 Такой запутанный французский джаз

 

Этот поворот был отмечен, в том числе, и появлением первых крупных музыкантов французского происхождения, среди которых цыганский гитарист Джанго Рейнхардт и скрипач Стефан Граппелли. Рейнхардт родился в маленьком бельгийском городке, где его мать работала танцовщицей в цыганском ансамбле. С раннего детства он был погружен в музыкальную атмосферу цыганского праздника. Оказавшись, после долгого путешествия по Африке и Европе, в пригороде Парижа, Джанго начал играть традиционную музыку в бистро, барах и на небольших музыкальных площадках. Как правило, его сопровождали аккордеонист и игрок на банджо-гитаре. В результате ужасного пожара Рейнхардт сильно пострадал, обгорела его левая рука, которой о играл на своей шестиструнной гитаре.

Впервые встретившись на юге Франции с Эмилем Савитри, игравшем в одном из клубов Тулона, Джанго услышал музыку американских джазовых гигантов Дюка Эллингтона и Луи Армстронга. Очевидцы рассказывали, что при этом он закрыл лицо руками и заплакал.

 

касса филармонии

ул. Маршала Жукова, 34

тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43

 

Архив фестиваля


Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля
 

Музыканты