Главная » Статьи
Роль и место импровизации в джазе
21.07.2014Когда кто-то пытается описать индивидуальность джаза, то сперва выделяет импровизацию, как один из главных критериев к его созданию. Ведь сочинение музыки на ходу является важным показателем того, насколько автор того или иного музыкального произведения талантлив и опытен. Импровизация является выходом музыкальных эмоций и мыслей наружу, которые характеризуются разнообразием и индивидуальностью. Большинство музыкантов используют для этого иностранные слова «ride» или «jam», которые несут в себе смысл импровизированного создания музыки. В джазе не принято записывать музыку в ноты проводить репетиции перед выступлениями. Это и выявляет всю важность импровизации в данном жанре музыки.
Результатом данного явления по обыкновению становиться новая, не повторяющая чужие произведения музыка, ведь для настоящего джазового исполнителя будет оскорблением называться подражателем. Вследствие этого во время одной студийной записи одна и та же композиция может значительно отличаться от предыдущего и следующего вариантов.
У многих слово «джаз» является буквально синонимом слова «импровизация», потому что без неё просто невозможно представить это уникальное направление музыки. Если саксофониста или трубача приглашают на какое-либо выступление, то, скорее всего, он будет являться там единственным «свободным художником» в бэнде или оркестре. Если же отсекать эту возможность, то многие скажут, что это будет уже не джаз. Экспромт является сущностью джаза, именно поэтому пойманные музыкантом на ходу ноты будут поражать и радовать намного ярче, чем заготовленные заранее и заученные наизусть.
А вот во фри-джазе и вовсе основой является полнейшая импровизация и не позволительна преждевременная подготовка. Именно поэтому исполнители фри-джаза считаются высококлассными и гениальными музыкантами.
И всё же, не весь джазовый репертуар имеет в себе значительную часть импровизации, многие оркестры и бигбэнды либо полностью используют ранее заготовленную партию, либо по максимуму исключают присутствие экспромта. Ведь джаз определяет характер инструментов, стиль, ритм и другие особенности. Поэтому импровизация в данном случае является только способом, но не целью.
Все особенности джаза выделяют его из остальных стилей и жанров музыки мелодичностью, характером, вызывают различные эмоции. Именно поэтому он был так популярен на протяжении всего 20-го века и популярен в наши дни.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль