Главная » Статьи
Бибоп. Новое звучание
25.06.2014Бибоп, в силу своего более сложного эмоционального и структурного устройства, был отмечен стремительным ростом интеллектуализма в джазовом сообществе.
Музыканты, игравшие в стиле бибопа, преувеличивали значимость ритмического аспекта и всеми силами старались подчеркнуть эмоциональную значимость соло. С распространением бибопа сокращается значение сложной полифонии, а не передний край выступает важность собственного неповторимого стиля. Все это способствовало новым мелодическим изобретениям. Огромное значение начинает уделяться уникальной музыкальной фразировке, важными становятся даже паузы между нотами. Упрощается ритмическая секция, но все большее значение при этом приобретают гитара и пианино. С возрастанием роли баса, барабаны не просто начинают отбивать ритм, но позволяют расставить акценты в музыке. Такое свободное и сдержанное отношение к ритму, позволило музыкантом больше думать. Диссонансы, полиритмы, новые тональные цвета и необычные формулировки были приняты с энтузиазмом.
В течение многих десятилетий джазовая музыка развивалась в направлении все больших и больших оркестров, ко все более и более организованной музыке. Бибоп сделал шаг в сторону меньших ансамблей и менее организованной музыки. Даже внешний облик музыкантов существенно изменился, на место смокинга времен свинга пришли борода, темные очки и шляпа.
Как ни странно, этот более искренний и строгий стиль черной музыки отдалил от нее первоначальную аудиторию - чернокожих из гетто. Но при этом, сформировалась совершенно новая аудитория белых интеллектуалов и чудаков, ничего общего не имевшая с историческим фоном джаза.
В 1950-х годах джаз утрачивает ведущие позиции в индустрии звукозаписи, уступая место то поп-музыке, то поп-року, то соулу. Ведущие звукозаписывающие компании стремились увеличить свои прибыли, в то время, как небольшие лейблы, такие как Blue Note, Savoy и Prestige продолжали работать для ниши джазовых фанатиков.
С приходом бибопа, произошло отчуждение массовой аудитории и джаза. Джаз сосредоточился на исследовании музыки, в то время как аудитория продолжала интересоваться увлекательными ритмами. Джаз даже разработал собственную иконографию, создал свой собственный образ жизни. Еще более иронично то, что по сравнению со временами биг-бэндов, которые были преимущественно белыми, бибоп привлек больше чернокожих музыкантов.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль