Главная » Статьи
Фри-джаз и движение за гражданские права
29.06.2014Начав распространяться примерно в то же время, что и движение за гражданские права, фри-джаз стал воплощением свободы и символом равенства. В сущности, именно в это время джаз наполняется политическими смыслами, прежде ему не присущими. Огромное значение приобретают западно-африканские корни джаза, а не его мелодика. Чернокожие музыканты переносят политические протесты в джаз, но не забывают при этом о восстании своих предков, добивавшихся свободы.
На другом уровне, движение за политические права привело к движению за освобождение музыкального духа от старых догм. Это выглядело так, как если бы энергия разочарованных политической борьбой активистов, была направлена на преобразование джаза.
В определенном смысле, фри-джаз был для черных музыкантов США сродни итальянскому Возрождению. В первую очередь фри-джаз был усвоен не конвенциональными художниками, стремившимися обозначить собственную исключительность. Позволяя исполнителю избежать употребления музыкальных клише в виде темпа, тональности и звучания, фри-джаз создавал все необходимые условия для создания неповторимого стиля каждого музыканта. Каждый музыкант, таким образом, был в праве создавать свои собственные правила, что делало новое направление похожим на музыкальный анархизм, основанный на разрушении старых правил, препятствовавших эмоциональному самовыражению.
Свинг был, прежде всего музыкой барабанов, музыкой, заимствовавшей мотивы из броских популярных мелодий, гармония которых основывалась на тональностях. Сдержанная импровизация свинга был как нельзя кстати для вечеринок, на которых играли оркестры с традиционным трехчастным делением. Бибоп, напротив, держался на перкуссии, уделявшей особое внимание тембру. Мелодии бибопа были сложны и запутаны, требовали внимательного активного слушания и полностью исключали веселые танцы. Гармония бибопа была приспособлена для исполнения музыки небольшими коллективами в приватной камерной обстановке полузакрытых заведений "для своих".
К сожалению, первые три года существования бибопа пришлись на забастовку музыкантов, противостоящих звукозаписывающим компаниям и потому мы почти не знаем о том, как звучали первые композиции, выведшие джаз из затяжного кризиса, связанного с эрой свинга. Точно можно сказать лишь то, что именно впервые годы существования бибопа произошло заимствование джазом кубинских ритмов.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль