Главная » Статьи
Первый берлинский свинг
26.05.2014Предвестники джаза добрались до Германии еще во времена империи, выступая при королевском дворе и вызывая всеобщее восхищение.
Вслед за спиричуэлс в исполнении чернокожих певцов, в столице империи появились инструментальные ансамбли, виртуозы банджо, шоу группы и танцоры. Ритмы, заимствованные в рэгтайм и некоторая игривость мотивов вызывали восхищение, ознаменовавшее первую встречу Германии с афро-американской культурой, которая жестоко была прекращена началом Первой мировой войны.
Но с началом 1920-х годов Берлин, одну из самых популярных европейских столиц того времени, охватила всеобщая джазовая лихорадка. Первоначально интерес был сосредоточен, главным образом, на экзотическом аспекте джаза, воплощением которого стала Жозефина Бейкер, но подлинная американская музыка зазвучала в столице несколько позже, с пявлением таких коллективов, как Sam Wooding’s Chocolate Kiddies.
В то время немецкие музыканты стали предпринимать робкие шаги, пытаясь начать двигаться в направлении, которое задавала новая музыка. Такие типичные для джаза инструменты как саксофон и ударные были приняты относительно легко, но с музыкальными фразами и джазовой импровизацией дело обстояло не так хорошо. Первым наиболее успешным исполнителем, которому удалось все же освоить импровизацию и сложную аранжировку, считается саксофонист и кларнетист Эрик Боркхард.
Волна "симфонического джаза" захлестнула Германию в 1926 году, начавшись с выступления в Берлине Пола Уайтмена, который, по общему признанию, шагнул дальше всех своих современников от афро-американского оригинала. В тоже самое время начинается постепенное признание за джазом права называться высоким искусством. Первый немецкий журнал, посвященный вопросам джаза был издан еще в 1926 году. В 1928 году Бернхард Шеккель, директор Высшей Консерватории во Франкфурте-на-Майне, открывает в подведомственном ему учреждении джазовые курсы. А в 1927 году джазовая опера "Джонии", поставленная Эрнстом Кренеком, имела феноменальный кассовый успех.
Повальное увлечение свингом не обошло и мэтров инструментальной музыки, таких как Пауль Хиндемит и Курт Вайль, которые проявили необычайную заинтересованность в выразительных средствах, предоставленных джазом. Даже приход к власти Гитлера, мало повлиял на новое увлечение германской публики, так и не попав в черный список.
касса филармонии
ул. Маршала Жукова, 34
тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43
Архив фестиваля
Музыканты
Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема
Худ. руководитель и главный дирижер Борис Фрумкин (Россия)Ансамбль Петра Востокова (труба), при участии Дарьи Антоновой (вокал)
(Москва - Санкт-Петербург)Джаз-оркестр «Орфей» Игоря Кантюкова
Специальный гость - Анна Бутурлина (вокал).Дуэт Алексей Круглов (альт-саксофон) - Яак Соояар (гитара)
Россия-ЭстонияТрио народного артиста России Игоря Бриля
«По волнам моей памяти»«АРТ-БИТ квинтет»
Вокальная группа "АКАПЕЛЛА ЭКСПРЕСС"
Джазовый фестиваль