Главная » Без рубрики

Сотрудничество польского и российского джаза

17.10.2014

 Сотрудничество польского и российского джазаБыли времена, когда исчезли такие понятия как «русский джаз» и «польский джаз», потому что пропала разница: в 1939 году на территории СССР оказались все составы польских оркестров Ежи Петерсбургского и Эдди Рознера. Именно они принесли в Россию музыкальную культуру настоящего свинга, которую составы оркестров обрели благодаря налаженным контактам с создателями джаза в Америке. Рознеру повезло: его знаменитый биг-бэнд стал в сороковые годы наиболее популярным джаз-оркестром в Советском Союзе.

 

Но в период «холодной войны» между двумя странами, на джаз был наложен жесткий запрет, приписав его в число идеологических противников. Рознер  вместе с его оркестрантами, попал под страшную машину репрессий, оказавшись в колымском лагере.

 

Новая джазовая волна интереса началась в конце 50-х, в эпоху либерализации, когда Польша снова оказалась «окном в Европу» для известных советских джазменов. Начали оживать контакты с джазовым сообществом Польши. Это был глоток чистого воздуха, учитывая то, что «железный занавес» отсек весь западный мир для Страны Советов.

 

Именно в Польше в 1962 году впервые выступили джазмены из СССР, положив начало нового поколения джазовых музыкантов, которые на Варшавском фестивале Jazz Jamboree произвели фурор. Польские музыканты тоже приезжали в СССР, например, в 1957г. на Всемирный фестиваль, когда в Москве перед гостями играл легендарный первопроходец польского современного  джаза, пианист Кшиштоф Комеда. Это первый  восточноевропейский музыкант, доказавший, что обрести свое лицо в джазе возможно, для чего не нужно отказываться от собственной культуры. Поляк не стал подстраиваться под афроамериканцев, а включил в свою музыку национальный колорит польской музыки, которая заиграла новыми красками. Это стало прорывом в джазовом мире.

 

 Сотрудничество польского и российского джазаПоэтому в 1965 лейбл Polskie Nagrania Muza, который появился на виниловых пластинках Polish Jazz, стал настоящим открытием для многих советских любителей джаза. Это были не просто диски, а  самые доступные современные европейские записи  передового модерн-джаза. Польские альбомы официально продавались в магазинах, хотя западные пластинки все еще были  запрещены. Еще была одна возможность их услышать -  через коротковолновые передачи «Голоса Америки». Вел эти программы Уиллис Коновер, что сыграло огромную роль для развития джазового сообщества и  в Польше,  и в СССР.

 

Российско-польские джазовые связи получили новый подъем в 90-е годы. Молодые музыканты из России сделали впервые совместную запись со своими польскими коллегами (1995). В это же время на российских площадках начали выступать звёзды польского джаза: Лешек Можджер (пианист) и Адам Перончик (саксофонист), которые теперь звезды мирового масштаба.

 

Тесные связи продолжаются и сейчас – впереди новые встречи, концерты и совместные проекты.

касса филармонии

ул. Маршала Жукова, 34

тел.: (3532) 72-90-48, 72-90-43

 

Архив фестиваля


Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля Архив фестиваля
 

Музыканты